О ДАЦАНЕМОЛЕБНЫНОВОСТИKHИГИКОНТАКТЫ

 

[Home][О ДАЦАНЕ][CTATЬИ][Статьи об Итигэлове]

 

Гордость наша - Даша Доржо Итигэлов

Б. Бальжиев

"Гордость наша - Даша-Доржо Итыгилов (Итигэлов)"

Я хочу рассказать вам о человеке, которого можно назвать гордостью родного края. Это Бандидо-хамбо лама Даша-Доржо Итигэлов, глава буддистов Восточной Сибири с 1911 года по 1917 год. В его подчинении было 34 дацана Бурятии, где ламы изучали философию, медицину, создавали шедевры бурятского изобразительного искусства, строили прекрасные архитектурные комплексы, печатали книги и заботились о духовном и нравственном развитии человека.

Можно смело сказать, что Бандидо-хамбо лама Итигэлов один совмещал должности теперешних министров образования, культуры и здравоохранения Бурятии вместе взятых.
Родился высокочтимый Даша-Доржо Итигэлов в Оронгое, в местности Улзын-добо в 1852 году, в семье бедняка, в роду Готол-Буумал. В то время обучение грамоте было делом нелегким. Он рано остался сиротой и поэтому в детские годы в течение 5 - 6 лет помогал по хозяйству семье богача Батын Надмита в местности Ошор-Булаг, ежегодно с радостью получая 5 - 6 рублей.
В возрасте 15 - 17 лет по своей воле, горя большим желанием обучиться грамоте, верхом на коне отправился в Анинский дацан, что в 300 километрах отсюда. Под руководством опытного ламы, успешно изучив тибетские, монгольские книги, он через 15 - 20 лет достиг звания габжи. Практикуясь в Агинском и Цугольском дацанах, он достиг в науках высокого совершенства и после этого вернулся на родину и стал штатным ламой Янгажинского дацана.
В начале января 1904 года он был выбран ширетуем Янгажинского дацана и депутатом Удинского округа. Приехавший в Янгажинскую станицу проводить мобилизацию казаков на русско-японскую войну, военный губернатор заехал в Янгажинский дацан и вручил Итигэлову грамоту об избрании его ширетуем и мандат депутата. По случаю проводов земляков на войну, Итигэлов с ламами провели молебствия за благополучное возвращение их домой
24 марта 1911 года Даша-Доржо Итигэлов был выдвинут на собрании от Удинского округа в Верхнеудинске на пост Бандидо-хамбо ламы 34-х дацанов. Грамотой от 11 апреля 1911 года он был утвержден в этой должности. («Буряад унэн» 30 июня 1994 года).
11 февраля 1913 года он прибыл в Петербург на празднование 300-летия дома Романовых. «На юбилейные торжества в Петербург прибыли Главный Лама Забайкальской области Бандидо-хамбо лама Даша-Доржо Итигэлов и полномочный посланник монгольского правительства князь Дайтцин-ван Ханда Дорчжи. Почетных гостей Агван Доржиев поселил в своем доме при храме».
21 февраля 1913 года
Итигэлов и Агван Доржиев совершили в Петербургском дацане первое богослужение, после чего они сфотографировались на память. На фото Итигэлов и Агван Доржиев стоят рядом, там же стоят П.К. Козлов, его жена, ширетуй Гэгэтуйского дацана П. Жигмитов, Ц. Жамсарано, Э-Д. Ринчино, монгольский князь Ханда Дорчжи, калмык князь Тундупов младший. (А.И. Андреев, «Буддийская святыня Петрограда»).
На этих торжествах были Цокто и Гомбо Бадмажаповы. Хорунжий Цокто Бадмажапов был прикомандирован к делегации Итигэлова в качестве переводчика, а Гомбо-нойон занимался в Китае закупкой чая. («Выдающиеся бурятские деятели. Выпуск-1». проф. Цыбиков. «По Монголии»).
В 1914 году началась русско-германская война. Бандидо-хамбо лама благословил казаков, на войну с напавшими на Россию немцами. В этом же году Итигэлов создал «Обще-бурятское общество» и начал собирать деньги для помощи армии. На фронтах были развернуты три госпиталя, которые обслуживали лучшие эмчи-ламы бурятских дацанов во главе с Иролтуевым. (История Бурят-Монгольской АССР. 1956 г. А.И. Андреев. «Буддийская святыня Петрограда»).
В романе Хоца Намсараева «На утренней заре» описана сцена проводов Итигэловым в 1916 году мобилизованных бурят на трудовые работы. В 1917 году, после февральской революции, с фронта казаки привезли сочиненную там песню и спели ее Бандидо-хамбо ламе. Он так глубоко тронут этой песней и любовью фронтовиков к нему, что из глаз его потекли слезы. Было ему тогда 65 лет.
Хамагаа орхижо мордоболдй.
Хамба багшынгаа юроолоор
Харижа бусахамнай болтогой.
Баруун Германида сэрэгтэй байна,
Баранаа  орхижо  мордоболдй
Багша хамбынгаа юроолоовр
Бусажа ерэхэмнай болтогой,
Энэ Германида сэрэгтэй байна,
Эльдин нютагаа орхижо мордоболди.
Этигэлэй хамбын юроолоор
Эрьежэ бусахамнай болтогой.
(Записано со слов засл. работника культуры Республики Бурятия Содномовой Софьи Содномовны, 1923 г. р.).
Про Хамбо-ламу Итигэлова есть очень много легенд. Это было, скорее всего, его биография, написанная в жанре намтара (биографии). Этот жанр предполагал наличие как  исторических фактов вполне реальных людей, так и допускал возможность включения легендарных, сказочных сюжетов в жизнеописании тех или иных религиозных деятелей
Если собрать все легенды об Итигэлове, получится книга, написанная впервые после революции в жанре намтара.
Для примера приведу одну легенду об Итигэлове, которая подтверждается историческими фактами
Однажды Бандидо-хамбо лама Итигэлов возвращался из Верхнеудинска в Гусиноозерский дацан, и ему, когда он подъезжал к озеру Сагаан-Нуур (оз. Сульфатное), сообщили, что на территории дацана собрались люди, подняли там шум и скандал, курят и много пьяных. Услышав такую новость, хамбо лама рассердился и, ударив своего коня кнутом, помчался в сторону дацана. Проскочив озеро Сагаан-Нуур, как по асфальту, он на коне, запряженном в дрожки, как с трамплина подпрыгнул с крутого западного берега в небо и, приземлившись, рассек озеро Хул-Нуур (Гусиное озеро) и по сухому дну озера помчался напрямик к дацану. Когда он выскочил на берег, дно озера сомкнулось и, подняв большие волны, смыло часть собравшихся в ограде дацана людей, сделав заодно уборку оскверненной территории. А оставшиеся люди, увидев подъезжавшего к дацану Бандидо-хамбо ламу, в страхе разбежались кто куда и спрятались от него.
А вот как пишет Д.Д. Менжигиин об этом же событии в книге «Буряад ороной сартул уг изагууртан», стр. 21 - 22.
«1-го мая 1917 года в Гусинооозерском дацане собрание уполномоченных Селенгинского аймака решило создать аймачный революционный комитет общественной безопасности, к которому переходила вся полнота власти в аймаке. Во время одного из собраний станичный атаман Дондок Абидуев, подговорив вернувшихся с германской войны фронтовиков в количестве более ста человек, разогнал аймачный комитет.
Хотели арестовать председателя аймачного комитета Цыбиктарова С.Б., но не нашли его. Арестовали и сдали в Селенгинскую уездную милицию Буду Цыренжапова. По случаю разгона аймачного комитета, взяли хранящуюся в аймачной милиции, изъятую у контрабандистов водку, и устроили на территории дацана пьянку-гулянку. Поэтому вскоре после этого случая аймачный комитет переселился в Новоселенгинск».
Еще одна легенда «Поклонение Бурин-хану». Однажды во время первой мировой войны Бандидо Хамбо лама Даши-Доржо Итигэлов вместе с другими ламами был приглашен на поклонение горы Бурин-хан. Среди приглашенных был Дава-Cамбу лама, сын которого Гармаев Пурбодоржо рассказал мне эту историю.
Прибыв на место поклонения, Бандидо Хамбо лама вокруг этой горы насчитал 108 бараньих голов, принесенных в жертву.
«Какая же жестокая эта гора, что прерывает жизнь ста восьми живым существам. Если она хочет есть голову, то на, возьми, ешь мою», «Ямар хатуу хада уула гээшэб, 108 амитанай амии таhалха. Тархи эдихэ гээ hаа, маа, мини тархи эди» - и с этими словами он распинал бараньи головы, принесенные в жертву, вниз. Ламы, уже приготовившиеся читать молитвы, были потрясены увиденным. С тех пор этой горе преподносили только белую пищу.
Хамбо лама Итигэлов принимал участие в работе II-го Общебурятского съезда, проходившего в Гусиноозерском дацане с 23 по 29 июля 1917 года. В сентябре 1917 года он тяжело заболел и уехал в Янгажинский дацан, сложив с себя обязанности Главы буддистов Восточной Сибири.
Ушел Хамбо лама Итигэлов в 1927 году. Был помещен в бумхан-мавзолей в местности Хухэ-Зурхэн.
Так закончилась жизнь одного из известных людей нашего края, пробывшего на посту Главы буддистов в сложное для нашей Родины время. Он прошел большой жизненный путь от мальчика-сироты, пасшего коров и гревшего свои босые ноги в горячих лепешках и луже мочи животных, до главы буддистов всей Восточной Сибири. Благодаря своему страстному желанию учиться, стал образованнейшим человеком и добился высокого поста Бандидо-хамбо ламы, удостоился чести быть помещенным после смерти в бумхан-мавзолей.
Не это ли сюжет для написания о нем книги и предмет исследования ученых?

[1][2][3][4]

Copyright (c) 2005 Ivolgeenky datsan. All rights reserved.

tharlam@yandex.ru

Hosted by uCoz