О ДАЦАНЕМОЛЕБНЫНОВОСТИKHИГИКОНТАКТЫ

 

[Home][О ДАЦАНЕ][CTATЬИ][Речь Хамбо ламы]

 

Речь Пандито Хамбо ламы Дамбы Аюшеева на 55-летии Иволгинского дацана

 

Дорогие друзья!
Поздравляю Вас со славным 55-летним юбилеем Иволгинского дацана.
В стремлении понять судьбу своего народа и его духовное состояние, мы непременно будем обращаться к истории возникновения Иволгинского дацана "Даши Чойнхорлин". Вернемся к некоторым фактам уничтожения буддийского духовенства и разрушения дацанов, чтобы лучше понять историю возрождения буддизма и строительства Иволгинского дацана.
 
Репрессии начались в Цонгольском дацане, бывшем Хилгантуйском дацане “Балдан Брэйбун”, в первой резиденции Пандито Хамбо ламы Дамба Даржа Заяева, главы Ламаистской церкви Восточной Сибири и Забайкалья, колыбели буддизма среди бурятских дацанов. Советская власть воспользовалась восстанием в Селенгинском районе, в селах Ноехон и Билютай, когда часть жителей этих сёл оказала вооружённое сопротивление властям в 1931 г. за насильственную коллективизацию.
Жители Ноехона были прихожанами Цонгольского дацана. Обвинив духовенство дацана в покровительстве и подготовке восстания, арестовали лам и отправили их на строительство дорог и мостов. Только таким образом стало возможным уничтожение лам Цонгольского дацана.
Цанид Хамбо лама Агван Доржиев предпринял решительные действия по сохранению дацанов и духовенства. Он понимал неотвратимость создания трудовых коммун и дальнейшей коллективизации, и потому обратился к духовенству о выходе из дацанов. К его глубокому сожалению, деятельность Пандито Хамбо ламы Мункожапова в руководстве над бурятскими дацанами была ограничена, и произошел раскол среди духовенства. Ламы старшего поколения, в большинстве, Лхарамбы, Габжи и Гэбши,- остались в дацанах, остальные же вышли из дацанов, создали трудовые коммуны и продолжали религиозные службы. Произошедший раскол среди лам незамедлительно разделил верующих и мирян на два лагеря. Коммунисты, воспользовавшись создавшейся ситуацией, репрессии начали с лам, оставшихся в дацанах.
Хочу выразить глубокое уважение ламам Тамчинского дацана Хам-бын Хурэ, а также других дацанов, которые мужественно и мудро шли на физическую смерть. Не оказывали сопротивления, читали тарни (молитвы), выходя из дацанов и дуганов. Спокойно и достойно уходили на этап. Многих вышедших из дацанов лам, ставших впоследствии степными и бродячими, Советы арестовали и отправили в тюрьмы и ссылки.
Почему же коммунисты вынуждены были дать определённую свободу и тем самым признать своё первое поражение в идеологической борьбе с религией, которое в дальнейшем и разрушило идеологию Карла Маркса в большинстве стран мира?
Началом послужило развитие новой идеологии фашизма в Германии, коричневой чумы 20-го века, которая столкнулась с установившимся режимом коммунистической власти в СССР. Борьба двух противостоящих идеологий стала предтечей Великой Отечественной войны. Советский Союз вышел победителем в войне ценой гибели множества человеческих жизней и благодаря стремлению сохранить достойную жизнь народов СССР и всего мира.
После окончания войны КПСС столкнулась с такими проблемами, как:
1. Огромное горе и страдания людей, потерявших на войне своих родных и близких. Идеологи научного атеизма были не в силах смягчить душевную боль людей.
2. В районах Бурятии и Агинского Бурятского национального округа активизировалась деятельность сохранившихся лам. Местные руководители Обкомов партии были обеспокоены сложившейся ситуацией и были вынуждены начать работу по контролю над ламами.
3. Вошедшие в социалистический мир, новые государства, в числе которых были Польша, Чехословакия, Венгрия, Болгария, Румыния, Югославия и ГДР, сохранили свое духовенство, не разрушали церкви, костелы и синагоги, что создало определенную дисгармонию в социалистических странах из-за закрытия церквей, дацанов, мечетей и синагог в СССР. Такое положение вызвало обоснованное опасение у руководства новых социалистических стран.
4. В капиталистических странах Западной Европы и США на пороге холодной войны началась активизация религиозных деятелей под руководством своих правительств, что заставило руководство КПСС изменить своё отношение к духовенству.
5. Активной была патриотическая деятельность духовенства во время Великой Отечественной Войны - по оказанию помощи Советской Армии в поддержании воинского мужества, в защите Отечества и по сбору денежных средств для нужд фронта, наряду с православием, мусульманством и иудаизмом. Среди буддистов выделились ламы Хайдуп Галсанов, Лубсан-Нима Дармаев и другие, которые убедили коммунистов в оказании им доверия.
6. КПСС под руководством И.Сталина, столкнувшись с вышеуказанными проблемами, было вынуждено ради сохранения идеологии социализма и коммунизма в мире, начать работу по разрешению данных проблем.
Для начала строительства единственного дацана в республике рассматривались места в окрестностях города Улан-Удэ, в Заиграевском и Иволгинском районах. Жители села Верхняя Иволга стали самыми счастливыми в Бурятии - они собрали подписи верующих и под руководством лам Хайдуп Галсанова, Дармаева, Доржиева, Дампилова и других добились разрешения на строительство Иволгинского дацана. А жители Агинского Бурятского национального округа вернулись в лоно святыни - Агинский дацан.
Строительство Иволгинского дацана дало возможность верующим исповедывать свою религию и сохранить спокойствие в сознании людей после тяжелых переживаний и мучений по судьбам буддистов, ушедших из жизни на полях Отечественной войны. Продолжена традиция института Пандито Хамбо лам, возобновлена повседневная религиозная деятельность буддийского духовенства по духовному возрождению и оказанию помощи верующим.
Создание ЦДУБ СССР дало возможность достойно принять участие в международной миротворческой деятельности стран Юго-Восточной Азии и сохранило Учение Будды среди верующих Советского Союза.
Среди деяний Пандито Хамбо лам и лам Иволгинского дацана можно выделить следующие:
Досточтимый Пандито Хамбо лама Дармаев Лубсан-Нима руководил строительством дацана, собрал лам (в штат дацана), многие из которых вернулись из тюрем и ссылок, убедил их продолжать служение верующим. Большое мужество и ответственность Хамбо ламы Л-Н. Дармаева сохранило буддизм в СССР.
Досточтимый Хамбо лама Шарапов Еши Доржи вошел в историю нашего буддизма благодаря развитию международной деятельности ЦДУБ СССР, принял участие в 2500-летнем юбилее рождения Будды в г.Дели (Индия), восстановил духовную связь и сотрудничество с Его Святейшеством Далай Ламой ХIV.
Досточтимый Пандито Хамбо лама Гомбоев Жамбал Доржи сохранил преемственность передачи знаний, создал вместе с Досточтимым Хамбо ламой Монголии Гомбожав  Буддийский институт в г. Улан-Баторе для подготовки лам. Он является одним из главных основателей международной буддийской организации АБКМ (Азиатская Буддийская Конференция за Мир), созданной в целях дальнейшего тесного сотрудничества с буддистами мира.
Досточтимый Пандито Хамбо лама Эрдынеев Жимба достойно продолжил деятельность ЦДУБ СССР. Будучи высоко образованным ламой, много работал над сохранением буддийских рукописей и созданием библиотек в дацанах.
Досточтимый Пандито Хамбо лама Цыбиков Мунко во времена Перестройки был активным руководителем при восстановлении дацанов в Бурятии и в Агинском национальном автономном округе.
Надеюсь, что в дальнейшем история Иволгинского дацана будет изучена более полно и тщательно как нашими ламами, так и студентами Буддийского института "Даши Чойнхорлин".
Дамба Аюшеев, Пандито Хамбо лама, Глава Буддийской традиционной Сангхи России

[1][2][3][4]

Copyright (c) 2005 Ivolgeenky datsan. All rights reserved.

tharlam@yandex.ru

Hosted by uCoz